Наши статьи

Стресс в жизни руководителей

 

«Эффективность организации зависит от того, сумел ли ее руководитель овладеть энергией стресса в себе и подчиненных и превратить ее в энергию успеха» (одно из правил японского менеджмента)

Стресс стал «нормальным» явлением в современных условиях жизни руководителей.  Нередко можно услышать такое утверждение: «Мы живем во времена стрессов». Более того, в период объявленного финансово-экономического кризиса стрессовая нагрузка возросла и особенно для руководителей. Руководителям приходится решать множество непростых и очень ответственных задач. Потому что руководитель в стрессовой ситуации должен думать не только о себе, но и о репутации компании, о перспективе, о последствиях, о своих сотрудниках, наконец: Ему в сто раз труднее, чем обычному человеку. И тем важнее для него выработать стратегию поведения в стрессовой ситуации. Для того что бы стратегию выработать надо понимать, что такое стресс?

Стресс – широко известное слово, которое активно мы используем в общении, модное слово. Этот термин знаком всем. В наше время он имеет два разных значения.

Первое, понятие «стресс» было заимствовано из области физики, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел напряженности, превышение которой ведет к ее разрушению.

В 30-х годах XX века всемирно известный врач и биолог Ганс Селье перенёс слово «стресс» в медицину. Сегодня этот термин широко используется в медицине, биологии и психологии и имеет второе значения:

СТРЕСС – это  неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию. Ганс Селье разработал учение о стрессе. Им СТРЕСС рассматривается, как адаптация к жизненным ситуациям. То есть СТРЕСС является механизмом, который помогает человеку выработать наилучшие стратегии поведения.

Мы говорим однозначно о СТЕССЕ как об  отрицательном, вредном, нежелательном в наше жизни. Но однозначно ли это так? Из определения СТРЕССА выше сказанного мы теперь можем сделать вывод, что СТРЕСС изначально не призван нас сломить, а в его функцию входит адаптировать нас к ситуации, т.е. защитить. Стресс – это не заболевание и не патология, СТРЕСС – норма жизни. Так же вы наверняка замечали, что мы испытываем СТРЕСС не только на негативные воздействия, но и на позитивные. Независимо радуемся мы или расстроены на физиологическом уровне начальная реакция будет одинаковой. Для организма не важно: плохо нам или хорошо , для него важно насколько изменились свойства крови, количество гормонов в организме, и может ли он с этими изменениями жить и как вернуть их обратно. Организму важна реальность, а наши переживания не берутся в расчет.

Какие функции выполняет стресс:

  • Адаптация к непривычным условиям жизни
  • Сохранение и поддержание постоянства внутренне среды организма в постоянно меняющейся окружающей среде
  • Мобилизация ресурсов организма в сложной обстановке

Если стресс не наносит вреда организму (вызван позитивными событиями) – он позитивный и называется  ЭУСТРЕСС. Стресс, который наносит организму вред (вызван продолжительным воздействием стрессора) мы говорим о ДИСТРЕССЕ. И так, когда мы с вами используем в обычной жизни слово «стресс» мы говорим о ДИСТРЕССЕ. Именно дистресс сопровождается нарушением адаптации, контроля, препятствует самоактуализации личности и приводит к заболеваниям.  Все критические ситуации, от сравнительно легких до са­мых трудных (стресс, фрустрация, конфликт и кризис), требуют от человека различной внутренней работы, определенных умений по их преодолению и адаптации к ним. Но зачастую из-за длительного воздействия стрессора на организм  у человека заканчиваются психофизиологические ресурсы, рвется слабое звено в организме человека (у кого-то начинает болеть сердце, у кого-то начинаются проблемы с кишечником и т.д.) и человек заболевает. Такие заболевания называются – психосоматическими. К ним относятся: астма, гипертоническая болезнь, аритмии, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, болезни щитовидной железы, язвенная болезнь и др.

Проблема профессионального стресса является наиболее актуальной для руководящего персонала. У руководителей причин для стресса множество, но если выделить основные, то это:

  • Значительная информацион­ная и эмоциональная нагрузка на работе, высокий темп деятельности
  • Необходимость постоянно принимать решения в условиях неопределенности
  • Необходимость увольнять людей, невзирая на ситуацию
  • Необходимость принятия непопулярных решений и жесткость в вопросах миними­зации затрат

У 67% руководящего персонала стресс сопровождается чувством усталости и невозможностью сосредоточить внимание. Наиболее часто (в 90% случаев) при стрессе у руководителей отмечаются повышение раздражительности и тревожности, а также нарушения сна.

Разобрались немного? Вернемся к стратегиям поведения.

С чего надо начинать? Психологический стрессор всегда состоит из двух частей: 1) ситуации, вызывающей стресс; 2) отношения человека к этой ситуации. Достаточно устранить любую из составляющих, чтобы причина стресса перестала действовать.

Первое: если есть такая возможность, лучше избавиться от ситуации, вызывающей стресс. Но это далеко не всегда возможно. В таких случаях наилучшим вариантом является изменение отношения к проблеме. Как, по-вашему, прочитав вышесказанное – изменилось ли ваше представление о стрессе или как минимум задумались ли вы о том, что стресс не всегда влияет на вас негативно? Если «Да» — то вы на верном пути. Как вы уже поняли надо начинать с нашего мышления. Еще древние философы говорили о том, что реагируем мы не на события как таковые, а на то, что мы о них думаем. Реакция человека на какое-либо событие зависит от его мыслей. И стрессовая реакция в том числе.

Второе: Управляйте своим временем. Стрессовых ситуаций будет меньше, если вы начнете работать по строгому графику. Научитесь расставлять приоритеты. А главное, работайте только в рабочие часы и на рабочем месте, входя с работы переключитесь. После работы вы уже не директор, ни управляющий (ая) – а женщина, мужчина, отец, мать и тд, а это уже другое поведение и другие функции.

Третье: Ведите, активны образ жизни. Вы наверно не раз слушали высказывание: «Движение – это жизнь». Именно движение способствуют созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных механизмов. А так же, мы научаемся управлять своим поведением, контролировать свои реакции и управлять напряжением. Вы наверняка замечали, что после того, как вы поплавали или побегали после сложного рабочего дня – состояние меняется, мы себя чувствуем лучше, спокойнее, увереннее и главное расслабленно.

Четвертое: Вы помните, стресс вызывает у нас в теле напряжение и нам надо учиться расслабляться с помощью  релаксации и медитации. Существует множество техник релаксации и медитации, которые помогают контролировать стресс и улучшают физическое и психическое состояние. В то время как некоторые виды техник медитации и релаксации лучше осваивать с тренером, также возможно обучиться медитации самостоятельно. Существует сотни различных видов релаксационных методов, ранжирующихся от аудио CD до групповых занятий по стрессоустойчивости, аутогенной тренировки, мышечной релаксации,

Пятое: Говорите. Нежелание говорить о своих потребностях и проблемах создает лишнее напряжение. Иногда, чтобы справиться со стрессом, достаточно выговориться. Пишите. Дневник или блог помогут выговориться, если побеседовать больше не с кем. Только не держите в себе.

Шестое: Если вы чувствуете, что не можете управляться со стрессом самостоятельно, или, что вы столкнулись с непереносимым стрессом, помните, что есть источники помощи. Рассмотрите возможность консультирования. Консультирование по управлению стрессом предлагается различными специалистами по психическому здоровью.

А когда руководитель укротит свой собственный стресс, можно задуматься и о стресс-менеджменте для подчиненных – чтобы лучше работали. Теперь на это сил хватит.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ФИЗИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА»
МОСКВА, 22-24 ИЮНЯ 2009г.СЕКЦИЯ 2:ФИЗИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ НЕЙРОЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

Ходаревская Т.Н., Губарева Л.И.

Беременность с нормальным и патологическим течением принадлежащих к разным психотипам. Показатели эндокринного статуса женщин.

Несмотря на то, что беременность рассматривается как физиологический процесс, для многих женщин она является критическим периодом онтогенеза, весьма уязвимым к внешним и внутренним воздействиям (Козуб И.Э., Губарева, 2001).Реакция на факторы внешней и внутренней среды в значительной мере зависит от свойств центральной нервной системы, определяющих акцентуацию характера и психотип. Последние данные с очевидностью доказывают, что эндокринные системы в целостном организме представляют собой интегральные системы с многообразными прямыми и непрямыми связями, особенно с центральной и вегетативной нервной системой, и через них – с окружающим миром (Бройтигам В. идр., 1999; Губарева Л.И., 2001). В связи с этим представляет интерес изучение особенностей эндокринного статуса у женщин, принадлежащих к разным психотипам, в период беременности при ее нормальном и патологическом течении.

На базе Краевого клинического перинатального центра обследовано 107 женщин с 8–12Bнедельным сроком беременности. Контрольную группу составили женщины с нормальным течением беременности, опытную – женщины с риском невынашивания беременности. Психотипологическую принадлежность определяли с помощью методики К.Леонграда. Уровень гормонов – прогестерона, эстриола, альфафетопротеина (АФП), хорионического гонадотропина человека(ХГЧ) определяли иммуноферментным методом. Результаты исследования подвергали статистической обработке.Нами установлено, что при нормальном течении беременности уровень гормонов варьирует у представителей разных психотипов. Максимальный уровень прогестерона регистрировали у женщин возбудимого (65,2±1,0 МЕ/мл) и эмотивного(64,6±2,1 МЕ/мл) психотипов, минимальный – у женщин застревающего(13,1±0,03 МЕ/мл) и педантичного (33,4±2,0 МЕ/мл) психотипов. Уровень эстриола, наоборот, максимальные значением обнаруживал у женщин застревающего(2,40±0,01 МЕ/мл) и педантичного (2,13±0,09 МЕ/мл) психотипов, минимальный у женщин эмотивного (1,33±0,64 МЕ/мл) психотипа. Максимальные значения ХГЧ отмечали у женщин застревающего психотипа (106028±533 МЕ/мл), минимальные –у циклотимиков (28950±2131 МЕ/мл). Риск невынашивания беременности коррелировал со снижением уровня прогестерона, более выраженным у представителей гипертимного, циклотимного, возбудимого и эмотивного психотипов. Содержание ХГЧ достоверно ниже, по сравнению с контрольной группой, было у женщин циклотимного, эмотивного, педантичного и тревожного психотипов. Уровень АФП при угрозе невынашивания беременности достоверно значимо, по сравнению с контрольной группой, был снижен у представителей гипертимного и педантичного психотипов. Концентрация эстриола при риске невынашивания беременности была достоверно снижена у представителей всех психотипов (р>0,001).Следует отметить,что среди женщин с угрозой невынашивания беременности в 3,0 раза чаще, чем вконтрольной группе, встречаются представители гипертимного психотипа, в 1,9 раз чаще представители эмотивного психотипа, в 1,5 раза представители возбудимого психотипа и значительно реже – в 2,5, в 3,5 и в 2,0 раз реже представители педантичного, тревожного и экзальтированного психотипов. Таким образом, вариабельность уровня гормонов у женщин при физиологическом течении беременности в значительной мере обусловлена особенностями их психотипа, определяющими реактивность организма на факторы внешней и внутренней среды. Меньшим психобиологическим резервом обладают представитеBли гипертимного и эмотивного и циклотимного психотипов.

 

Доклад на конференции в Ставропольском государственном университете. апрель 2009г.

Ходаревская Т.Н., Губарева Л.И.

Влияние психотравмирующего опыта первой беременности на психосоматическое состояние во время последующих беременностей

 

Одной из важных проблем практической психологии является проблема невынашивание беременности, ее самопроизвольные прерывания в сроках от зачатья до 36 недель. Прерывание беременности на сроке до 22 недель акушеры- гинекологи считают самопроизвольным абортом (выкидышем). С 22 до 28 недель – предпринимаются меры по выхаживанию глубоко недоношенных детей. Прерывание беременности от 28 до 36 нед считается специалистами как преждевременные роды. Психологическому аспекту выкидышей не предается особого значения, так как выкидыш в большинстве случаев происходит на ранних сроках беременности. Считается, что связь с растущим плодом возникает позже, минимум с момента появления движений ребёнка, врачи обычно ограничиваются советом поскорее забеременеть снова и забыть о выкидыше.

 

Итак, основной акушерской патологией – является невынашивание беременности. Наши исследования проводятся на базе ГУЗ Ставропольского краевого перинатального центра. И по статистическим данным ГУЗ Ставропольского краевого перинатального центра за 2008г. самопроизвольное прерывание беременности у 523 женщин.

Если самопроизвольное прерывание происходит два и более, раз подряд специалисты ставят привычное невынашивание. Нами обследовано 103 женщины. Из них 53 женщины составили контрольную группу – беременных с нормальным течением и 50 женщин с угрозой невынашивания в анамнезе от 1 до 7 выкидышей, замерших, преждевременных родов.

Цель исследования: определить влияние психотравмирующего опыта предыдущей беременности на течение настоящей и проведение психокоррекционной работы.

При психологическом исследовании сразу были выявлены отличительные черты этих групп. Для этих женщин во время настоящей беременности психосоматическое состояние складывается из нарушения деятельности ЦНС из-за накопления аффективного возбуждения, тревоги, напряжения, вегетативной активности, астенического состояния, страхов в результате психической травмы. Влияют личностные особенности замкнутость, тревожность, эмоциональность, чувствительность, боязливость, впечатлительность, обидчивость, уязвимость, подозрительность, застревание на стрессовых ситуациях.

Для женщин, в анамнезе которых был травматический опыт вынашивания или родов, при проведение психосоматического теста К-78 давали значительные отличия по всем 6 шкалам от контрольной группы. Что дает нам возможность говорить о сильном влиянии на психику женщин травматического опыта.

И хотя горе – это естественный процесс, человек способен в большинстве случаев пережить без профессиональной помощи. Сейчас мы говорим о том случае, когда процесс переживания утраты происходит патологически, с осложнениями. Так как у женщин в течение длительного времени сохраняется и даже усиливается симптоматика характерная для проживания синдрома утраты, их комплекс позволяет нам говорить о посттравматическом расстройстве. Такая фиксация происходит

Женщины без исключения при опросе говорят о переживаемом ими горе, проживание которого не завершено. Проживание процесса горя сложен. К сожалению советы которые дают врачи и родственники женщинам не дают возможности , запрещают им горевать о умершем ребенке, говорить, внушают поскорее забыть, как будто его не было, рекомендуют забеременеть, думать о будущем. А так же отсутствие ритуала траура и соболезнования делают потерю ребенка несущественной, и проживание горя становится скрытым. А еще Цицерон в I веке до нашей эры первым высказал аргументированное суждение по поводу воздействия горя, сильных душевных волнений на здоровье человека и возникновение телесных болезней от душевных страданий.

У этих женщин наблюдаются стойкие затяжные реакции скорби. Которые сравнимы с описанием переживаний при потери близкого человека. При этом женщины испытывают симптомы скорби: печаль, потеря аппетита, расстройства сна, раздражительность, снижение общей активности, мысли об умершем ребёнке, сложность с концентрацией внимания, подавленность, плач, самобичевание, повторяющиеся сновидения. Женщины испытывают злость, агрессию, выраженную враждебность к медицинскому персоналу. Не могут находиться в палате с женщинами у которых сохраняется беременность или в палате с родившими. У них возникает острое чувство боли, зависти. Женщины испытывают сильное чувство вины, звучат упреки в свой адрес. Могут появляться суицидальные мысли и страх смерти. На эти переживания не один специалист не обращает внимания и после медицинского, а иногда без медицинского обследования женщина беременеет, считая, что новая беременность излечит её от боли, но этого не происходит. Эмоциональное состояние ухудшается, ухудшается соматическое состояние. Женщина

Для беременных с проблемным течением беременности характерно, страх думать о ребенке, отсутствует образ ребенка. Они живут только одним днем, и к моменту родов у них диагностируется незрелая родовая доминанта. Желание иметь ребенка всепоглощающе, а чувствовать страшно. Так как каждый из этапов приводит к формированию ощущения целостности с ребенком, формируется эмоциональная связь с ребенком.

Они боятся чувствовать, боятся привыкнуть к ребенку даже в доношенном сроке. Они отмечают, что модель беременности ограниченна определенными сроками, чаще всего негативного предыдущего опыта — в психологии это состояние называется синдромом годовщины. Даже если до этого момента все шло благополучно именно в этот период возникнут осложнения. Большинство женщин, бес потерь, минуя этот период, отмечают, напряжение не прошло, и они ждут ухудшения. Они говорят, сегодня проснулась все нормально, о завтрашнем дне я стараюсь не думать, так как боюсь, что будет хуже. Они больше чем другие женщины склонны к суеверию, что тоже негативно влияет на течение беременности.

Мы можем сделать вывод, что  повторные выкидыши создают порочный круг страха, депрессии и психосоматических ощущений, которые способствуют новому выкидышу вследствие нейроэндокринных изменений и усиленного сокращения матки.

Наряду с выяснением этого вопроса после спонтанного аборта важно обращать внимание на печаль и психическую реакцию женщины, которая очень нуждается в информации и советах. Необходимо дать ей эти советы в беседах и информировать её о психических последствиях спонтанного аборта.

Психопрофилактика и психокоррекция беременных женщин высокого риска.

Ходаревская Т.Н., Губарева Л.И.

К сожалению, до последнего времени оценка течения беременности и родов сводилась преимущественно к изучению физиологических процессов и осложнений, соответствующих данным периодам. А психологическая сторона беременности, родов и взаимодействие с новорожденными не являлась определяющей и поэтому не часто принималась во внимание в рамках традиционной медицины. В последнее время наметился значительный прорыв перинатальной психотерапии в акушерскую практику, и эта тенденция прослеживается во всем мире, связана она с нарастающей потребностью в психотерапевтическом сопровождении беременности, как со стороны врачей, так и со стороны пациенток.

Согласно статистики среди пациенток, находящихся на лечении в акушерско-гинекологическом стационаре, 35% женщин нуждаются в специализированной психологической помощи. Эти нарушения  чаще всего имеют вторичный характер, но в значительной степени могут декомпенсировать женщину, осложнять течение основного заболевания, осложнять течение беременности. Среди патологии аффективной сферы самое значительное место занимают невротические расстройства, расстройства адаптации, депрессивные нарушения. На настоящий момент психокоррекция и психотерапия являются значительной альтернативой медикаментозному лечению.

Тяжесть состояния женщин наблюдающихся в условиях акушерского стационара чаще всего определяется нарушениями физиологического протекания беременности. Большинство женщин госпитализируются  с патологией беременности, с отягощенным акушерско-гинекологическим анамнезом, тяжелой экстра генитальной патологией. В связи с этим и представленность психических, психоэмоциональных нарушений отличается от состояния беременных женщин с нормально протекающей беременностью.

Период беременности во всех отношениях является для женщины периодом серьёзных изменений в жизни. Меняется её социальный статус: женщина готовится к новой роли – роли матери. Происходят существенные изменения в организме беременной, меняется психологическое состояние и восприятие себя, происходит переоценка личностных ценностей. Психологические исследования показывают, что для женщины ситуация беременности, всегда является кризисной, может переживаться с разной остротой и беременная может демонстрировать различные стратегии адаптации к этой ситуации. Женщина с патологией беременности воспринимает ситуацию беременности как более стрессовую, чем женщина с нормальным протекающей беременностью.

Интенсивный темп жизни, чрезвычайно насыщенная информационная среда, высокий уровень ежедневного стрессового воздействия, экологическое неблагополучие – все это негативно отражается на психофизиологическом состоянии беременных женщин. Даже практически здоровые женщины на протяжении генеративного периода находятся в состоянии биологического и психологического криза. Как известно при беременности происходит развитие доминантного возбуждения, оказывающего глобальное влияние на течение регуляторных процессов, формируется специфический уровень высшей нервной деятельности, способствующий нормальному развитию беременности     (Ухтомский А.А., 1966). Но доминантный процесс не абсолютно устойчив. При над пороговом стрессовом воздействии может происходить срыв защитных механизмов, искажение или подавление развития гестационной доминанты, что приводит к нарушению деятельности регуляторной, гомеостатических процессов, обеспечивающих физиологическое течение беременности (Аршавский И.А., 1957). Особенности нервно-психических реакций беременных и характер их эмоциональных переживаний необходимо рассматривать как проявление адаптации организма и личности к наступающей беременности (Менделевич В.Д., 1998). О часто наступающей в период беременности декомпенсации свидетельствует тот факт, что более половины женщин госпитализируются для сохранения беременности и в связи с болезнями, причём часто неоднократно. У 70% первобеременных женщин выявляются нарушения психического состояния. Ведущую роль в возникновении токсикозов, гестозов,  невротических расстройств, а также угрозы не вынашивания и преждевременных родов, в период беременности играют психологические факторы. Исследования последних лет, направленные на изучение патологии течения беременности, убедительно свидетельствуют о психосоматическом характере этих нарушений и об эффективности психокоррекционных и психотерапевтических методов лечения.

Психокоррекционная работа с беременными женщинами в ГУЗ Краевом  клиническом  перинатальном центре проводится с 2006г. Было обследовано 216 женщин с 31-41 недели беременности в отделении патологии беременности.  Возраст женщин18-40лет. Психокоррекционная работа строилась на индивидуальных занятиях с каждой женщиной. Более половины беременных – 57,1% имеют первую беременность, вторую- 33,5%, третью – 9,4%. Из общего числа 68,2% не прерывали беременности, а остальные 31,8% прерывали беременность по различным причинам.

Женщинам предлагалось на первом этапе пройти анкетирование, на основе которого определялся социальный портрет женщины, отношение женщины к беременности, психосоматическое состояние женщины, уровень тревожности, нервно-психическое состояние и контрольное анкетирование на заключительном этапе.

При угрозе преждевременных родов весьма эффективно использовались следующие психотерапевтические методики:

  1. индивидуальная рациональная психотерапия
  2. психоаналитическое консультирование
  3. телесно-ориентированная психотерапия
  4. АРТ-терапия
  5. методики психической саморегуляции.
  6. имаготерапия
  7. семейная психотерапия.

Активное и систематическое использование психотерапевтических мероприятий профилактического или корригирующего характера у женщин, входящих в группу высокого риска или имеющие клинику угрозы преждевременных родов  дала значительный результат. Более чем в 65% случаев было достигнуто улучшение психосоматического состояния беременных женщин. Это способствовало созданию более благоприятных условий для сохранения беременности, вынашивания и рождения здорового ребенка.

У женщин, с которыми  была провидена психокоррекционная работа, также формировалась доминанта родов, и для них характерно было адекватное поведение   во всех периодах родов, доверительный контакт с медперсоналом, использование не медикаментозных способов обезболивания, легче переносили схватки, эмоционально были более устойчивы. При выкладывании ребенка на животик — принимали ребенка с любовью, разговаривали ласково, заглядывали в глаза. По шкале Апгар   в первые минуты жизни состояние новорожденных оценено 7/7 баллов и 7/8 баллов. В послеродовом периоде было отмечено активное грудное вскармливание, осложнений в послеродовом периоде не наблюдалось.

Лечение беременных женщин высокого риска должно быть комплексным в сочетании с перинатальной психотерапией. В сохранении беременности и при рождении ребенка должны быть активизированы многоуровневые психические ресурсы личности женщины, должны быть укреплены такие психические функции как воля, самоконтроль, целевые установки и важнейшие жизненные экзистеции. Наш опыт показывает, что применение психокоррекционных и психотерапевтических воздействий необходимы для коррекции психосоматического состояния женщин, а и также для формирования положительных мотивации беременности и формирования доминанты родов.

Список используемой литературы:

  1. Абрамченко  В.В. Психосоматическое акушерство. – СПб.: СОТИС, 2001.
  2. Бехтерев В.М. Объективная психология. – М.: Наука, 1991.
  3. Добряков И.В. Клинико-психологические методы  определения типа психологического компонента гестационной доминанты. /Хрестоматия по перинатальной психологии. М.: изд-во УРАО, 2005.
  4. Коваленко Н.П. Психологические аспекты психосоматической патологии беременности и родов./Сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины. СПб, 2006.
  5. Линдер Р. Профилактика преждевременных родов с помощью психосоматики. ./Сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины. СПб, 2006г.
Статья для журнала «Семейная сессия» март 2010
Ходаревская Т.Н.

Близнецы! Первый испуг, первая радость…

Как женщины, ожидающие ребенка, воспринимают известие, что у них под сердцем бьется не одно, а целых два маленьких сердечка? Одни ощущают растерянность, поскольку совершенно не готовы к такому прибавлению в семействе. Другие, наоборот, испытывают невероятное счастье и готовы преодолеть все тяготы, лишь бы выносить и благополучно родить своих малышей.

 

Чудо в квадрате

У большинства же беременных близнецами женщин возникают смешанные чувства – невольный страх и вместе с тем ожидание чего-то удивительного и радостного. Потрясение, вызванное известием о близнецах, может быстро пройти, как только будущая мама осознает преимущества одновременного появления двух детей: семья сразу становится полной и завершенной. Однако если в семье уже есть дети, такая новость может принести с собой настоящий испуг. Еще два ребенка являются существенной нагрузкой для жилого пространства, времени, материального благополучия и образа жизни семьи.

Очень важно, чтобы в период беременности у будущей мамы преобладали светлые чувства. Для этого необходима поддержка родных и близких, регулярный медицинский контроль, а, кроме того, сама женщина должна хорошо знать, к чему ей надо быть готовой, каковы особенности многоплодной беременности и возможные осложнения. При этом немаловажно развеять страхи, которые не имеют под собой оснований. Например, не стоит верить мифам, что все близнецы рождаются неполноценными, а появиться на свет они могут лишь благодаря операции кесарева сечения. Во многих случаях все обстоит с точностью до наоборот: роды близнецов проходят естественным путем, а малыши входят в наш мир здоровыми и развитыми.

 

Дорогой, у нас будет двойня!

Мужчине также требуется время, чтобы оценить этот преподнесенный жизнью чудесный подарок. Будущий папа может на некоторое время замкнуться и всячески избегать разговоров о предстоящем рождении детей. Будьте терпеливы и поддержите его. Ведь поначалу и вы ощущали не только радость, но и беспокойство, неуверенность в собственных силах. Многие мужчины только тогда окончательно принимают факт двойного отцовства, когда впервые увидят своих деток на УЗИ. Биение их сердец, видимые движения на экране, являются лучшим доказательством того, что скоро он станет отцом сразу двух хорошеньких девочек, двух мальчиков или девочки и мальчика, лучше всего помогут ему справиться с внутренними конфликтами.

Многие матери двойняшек отмечают, что в трудный период восстановления после родов именно мужья были их лучшими помощниками. Отцы двойняшек гораздо чаще помогают своим женам, видимо, вследствие большей очевидности тех трудностей, которые выпадают на долю женщины. Молодые папы овладевают всеми навыками ухода за малышами – кормлением, пеленанием, купанием и т. д. А некоторые мужчины попросту начинают себя тоже чувствовать беременными. Они также, как будущие мамочки, переживают беременность не только морально, но и физически: прибавляют в весе, быстро устают, нервничают по пустякам, а некоторых даже тошнит по утрам. Подобные симптомы давно известны медицине как синдром «мужской» беременности. Половина будущих отцов переживают этот феномен, но вот среди отцов двойняшек или тройняшек он встречается гораздо чаще. Это говорит о том, что мужчина в два раза ответственней подходит к происходящему: больше переживает за благополучное течение беременности, за здоровье супруги и будущих детей.

 

Пора открытий

Девять месяцев двойной беременности – это большое испытание. Это время, за которое не только происходит формирование и рост малышей, но и формирование пары, как будущих родителей близнецов. Используйте это время для эмоциональной подготовки к своей новой роли. Представляйте себе своих будущих детей, как они будут расти, на кого будут похожи, кто будет их укачивать и менять подгузники… Не бойтесь предстоящих трудностей! Ведь дети – это не только бессонные ночи и пеленки, это еще и невероятное счастье. Когда смотришь, как они растут, начинают ходить, произносят первое слово, то понимаешь, что ничего важнее этих моментов не существует.

Всем родителям двойняшек хочется сказать: вы выиграли приз – самый важный и дорогой на свете! За что-то же вам привалило это «двойное» счастье? Теперь вам обоим надо быть лучше и добрее, чтобы оправдать этот сказочный подарок судьбы! Ведь далеко не каждая семья может похвастаться таким сокровищем!

 

Эффективность психокоррекции при невынашивании беременности без учета и с учетом психотипологической принадлежности

Ходаревская Т.Н., Губарева Л.И.

 

Особое внимание в работе перинатального психолога должно уделяться разработке качественных способов оценки эффективности перинатальных методик, программ дородовой подготовки. Оценка своей работы, основанная лишь на субъективной оценке своего состояния пациентками и впечатлениями самого психолога, может быть не всегда объективной. (СЛАЙД 2) «Если весомость субъективных впечатлений не оценивается формальными критериями, эффективные методы никогда не будут определены и не будет возможности внедрить их должным образом» (Enkin M. et al., 1995).

Одним из важных объективных показателей в период беременности является уровень гормонов в крови. Хорошо известно, что нормальное течение беременности в значительной мере зависит от уровня половых гормонов, а также то, что вариабельность уровня гормонов в норме достаточно велика. Нами была выдвинута гипотеза, согласно которой уровень гормонов в течение беременности в значительной мере зависит от принадлежности к психотипу. Учитывая тот факт, что психологическая помощь женщинам с невынашиванием беременности должна быть, оказана с учетом индивидуальных особенностей, целью настоящего исследования было изучение корреляций между уровнем эстриола и прогестерона и принадлежностью к определенному психотипу.

Исследование проводилось на базе Краевого клинического перинатального центра. Обследовано 216 женщин 18-40 лет со сроком беременности от 8 до 36 недель. В исследовании приняли участие две группы пациенток. Контрольную группу составили женщины с нормальным течением беременности, экспериментальную — женщины с диагнозом «Угроза прерывания беременности».

У беременных методом иммуноферментного анализа определяли содержание эстриола и  прогестерона в крови. Психологическое тестирование проводили с использованием методики определения типа гестационной доминанты (И.В.Добряков, 2001) и характерологического опросника Леонгарда. Полученные данные подвергали статистической обработке с использованием компьютерных программ.

Психологическое тестирование показало, что в группе женщин с угрозой невынашивания беременности число беременных, принадлежащих к застревающему, циклотимному, возбудимому и дистимичному психотипам, было выше, а к гипертимному психотипу – ниже, чем в контрольной группе.

Исследование уровня гормонов в крови беременных женщин контрольной группы без учета психотипа выявило их высокую вариабельность. Содержание прогестерона варьировало от 8,9 нг/мл (нанограммах на миллилитр) до 75,3 нг/мл, эстриола от 0,25 нг/мг до 2,80 нг/мг, составляя в среднем 43,5±6,1 нг/мл и 1,51±0,22 нг/мг соответственно. У беременных женщин экспериментальной группы без учета их принадлежности к психотипу уровень эстриола был снижен по сравнению с контрольной группой в 4,7 раз (р

 

Результаты анализа с учетом психотипологической принадлежности показали, что при нормальном течении беременности максимальный уровень прогестерона выявляется у представителей возбудимого, гипертимного и педантичного психотипов, минимальный – у представителей застревающего психотипа.

Анализ уровня эстриола у беременных, принадлежащих к разным психотипам, также выявил неоднородность показателей: при нормальном течении беременности максимальный уровень эстриола был обнаружен у представителей педантичного, циклотимного и гипертимного психотипов, минимальный – у представителей эмотивного психотипа. Следует отметить, что среди женщин с нормальным течением беременности не выявлено представителей дистимичного и демонстративного психотипов, а среди женщин с привычным невынашиванием – представителей педантичного психотипа.

При угрозе невынашивания беременности изменения уровня гормонов также зависели от принадлежности к тому или иному психотипу: наиболее выраженные изменения гормонального статуса отмечали у женщин с акцентуацией черт личности по застревающему, тревожному, возбудимому и дистимичному психотипам (р

Полученные нами данные диктуют необходимость построения психокоррекционной работы, а также медикаментозного лечения невынашивания беременности с учетом психотипа.

В дальнейшем мы учитывали этот факт при работе с беременными.

Так, для представителей застревающего психотипа подбирали методики, направленные на проработку фиксаций на неудачном жизненном опыте и в первую очередь на недоношенных беременностях, включая негативный опыт других женщин, а также на снятие нервно-психического напряжения. Для беременных дистимичного психотипа использовали методики, направленные на формирование позитивного мышления, стабилизацию эмоционального фона, работу со страхами. При угрозе невынашивания беременности у представителей возбудимого психотипа использовали методики, направленные на формирование у женщин способности к саморегуляции психо-эмоционального состояния, на снятие нервно-мышечного напряжения.

Сопоставление результатов психокоррекционной работы с учетом и без учета психотипов выявило более высокую эффективность психологической работы при учете психотипов, о чем свидетельствует сокращение количества дней пребывания в стационаре и уменьшение дозы приема фармпрепаратов.

 

Восьмерочка:

Идем в гости! 

№44 (399) 18 ноября 2011 г.

Умение вести себя в обществе производит очень хорошее впечатление, располагает к человеку и может послужить началом возникновения большой, хорошей дружбы встретившихся в обществе людей.
Конечно, требования этикета для гостей и хозяев сейчас не такие строгие, как тогда, когда дамы ходили в бальных платьях, а джентльмены во фраках, но это не значит, что о правилах хорошего тона можно совсем забыть.

 


Восьмерочка:

Творим вместе

№41 ( 396) 28 октября 2011 г.

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира —

от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.»

В. А. Сухомлинский

Ваше имя*

Контактный телефон*

Ваш e-mail

Ваш вопрос/комментарий?

«Стройность по законам природы»

Открыт набор в группу коррекции веса. 4 дня, вечернее время, всего 8 …

Городской психологический лагерь «Лето 2018».

Открыт набор детей! С 4 июня по 24 августа — 6 потоков. Поток — 2 недели. …

ОНЛАЙН тренинг «Карта успешной жизни»

Не просите у «золотой рыбки», СДЕЛАЙТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ САМИ!!!  Тренинг …